Коллекция онлайн

Деталь столешника

Московская губерния (?). XVII век

  • Вышивка швами-атласниками белыми льняными нитями по белому льняному полотну. 123 × 464
  • В-885

  • Пост. в 1938 из Школы народного искусства (Ленинград), ранее — в собрании Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

  • Собрание Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

Художник Н.Д.Дмитриев-Оренбургский (1837–1898) собирал коллекцию предметов народного искусства, главным образом, как материал для своих живописных работ. 253 произведения были приобретены в 1913 году в музей Школы народного искусства ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны . Впоследствии вместе с собранием Петербургского кустарного музея в 1937–1938 годах они поступили в Отдел народного искусства ГРМ. Только в 2005–2007 годах с помощью архивных документов удалось идентифицировать значительную часть коллекции и восстановить имя художника как собирателя произведений народного искусства. Большую часть собрания составляют вышивки из разных районов России. Среди них есть уникальные произведения, находящиеся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич  // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133.

Уникальный столешник (скатерть) типичен для искусства XVII века. Его длинное узкое полотнище расшито орнаментом, выделяющим широкое поле середины и кайму, отороченную со всех сторон плетеным кружевным краем. В семи фигурных медальонах помещены изображения птиц сиринов, крупного цветка под короной, а вокруг них среди завитков растений — порхающие и клюющие ягоды птицы, длиннохвостые павы, лебеди, сирины, плывущие рыбы. Черты времени в этом произведении проявляются в пышном узорочье, плотно заполняющем все поле ткани; в мотивах орнамента, где главенствуют образы, типичные для Древней Руси; в динамичном характере линейного рисунка, передающего барочные формы XVII века; в виртуозном мастерстве исполнения. Столешник вышит приемами золотного шитья, пришедшими в народное искусство вместе с другими традициями древнерусской культуры. Их геометрическое строение, мелкозернистая структура и поразительное разнообразие рисунка придают белому шитью по белому тонкому полотну рельефную фактуру и богатую светотеневую игру.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: