Коллекция онлайн

1934, Москва - 2012, Санкт-Петербург

Нганасанка

1966


Новый импульс для развития тема Крайнего Севера получает на рубеже 1950–1960-х годов. «Суровый стиль» с его требованием мужественной неприкрашенной правды в изображении трудовых будней не случайно обратил взоры многих художников к жизни в непростых условиях полярного края. Здесь главными героями мастеров советской живописи и графики становятся не руководители и герои крупных экспедиций, а рядовые труженики Заполярья. Одним из самых ярких образцов «сурового стиля» во многом закономерно становятся «Полярники» братьев Смолиных, где налицо все основные приметы этого стиля — крупный план в изображении фигур, выявление в композиции энергичных протяженных горизонталей, акцентирующих формат полотна, четкий рисунок, заставляющий вспомнить знаменитые северные мотивы американского живописца Рокуэлла Кента.

Подобные приемы можно встретить и в чукотской серии ленинградского живописца Андрея Яковлева. Эта серия, которую в 1960-е годы дополнили образы представителей других народов, населяющих берега Ледовитого и Тихого океанов, стала вдохновенной поэмой о «трудах и днях» обитателей Крайнего Севера (Ж-9239, Ж-9720, ЖС-1862, Ж-9328, Ж-8143). Строительство яранги и возвращение охотников, состязание лучников и счастье юной матери с первенцем, словно согревающее холодные просторы… В сюжетах картин Андрея Яковлева эпическое, монументальное начало гармонично соседствует с лирическим, камерным, затрагивающим сокровенные струны души каждого человека. Руслан Бахтияров. К берегам Антарктиды и Арктики // К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: