Коллекция онлайн

Трудно сказать, когда, в какой момент, но Пакулин понял, что он может рассказать все о войне и блокаде именно в пейзаже. В самую суровую ленинградскую зиму 1941–1942 годов художник начал работу над серией пейзажей. За два с половиной года он создал их несколько десятков. «Блокадную серию Пакулин создавал, не задумывая ее заранее. Само собой, в ходе творческой работы получилось, что все этюды сцеплены единым эмоциональным звучанием, которое связывает их в один непрерывный ряд. Он стремился к подлинности ощущений, поэтому, невзирая на холод, обстрел, голод, он работал на улице»*. <…> Теперь сосредоточенно всматривался художник в меняющийся облик города, стараясь не пропустить мгновения, уходящие в вечность. В ситуации близости смерти ему по-настоящему открывалась величественная красота Ленинграда, она вселяла надежду. Пакулин был одним из тех, кто смог это почувствовать и выразить в своих пейзажах. Ольга Мусакова. Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи // Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи. СПб. 2021. С. 12.

* ЦГАЛИ. Ф. 78, оп. 1, д. 192, л. 31.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: