Коллекция онлайн

Массивные серьги-голубцы связаны с культурой Новгорода. Фигурная пластина крепится к толстому кольцу, а по нижнему краю их украшают подвески из цилиндрических бусин. На образцах XVI века в центре этого вида серег изображалась пара птичек, которые олицетворяли семейное счастье и в Средние века наделялись охранительными функциями. К XVII веку композиция очень изменилась, в ней практически не угадывается изображение, и лишь по силуэту они напоминают стилизованные фигурки птиц, обращенные спинами друг к другу, что и отразилось в названии серег. Дерево превращается в декоративный элемент в виде вставки в центре серьги.

Эти украшения интересны не только своим сканым орнаментом. Они подчеркнуто объемны, декоративны: серьги имеют заметную толщину, обе стороны часто дополнены накладками из камней или цветных стекол в гладких оправах. В литых плоских серьгах с гравировкой или эмалью мотив птицы теряется в завитках орнамента, при этом выделяются объемные цветные камни, помещенные в центре, и подвески по нижнему краю.

Литые плоские прорезные серьги нашли активное применение во второй половине XVII века. Изготавливали их практически повсюду: в центральных областях, в Москве, на Русском Севере. В центре таких серег ― круглая прорезь, в середине которой помещен нанизанный на проволоку цветной камень. А. А. Макарова, Н. В. Пивоварова. «Благоукрашенный мир»: прикладное искусство второй половины — конца XVII века. Москва. Центральная Россия. Поволжье //Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 108-109.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: