Новости и события

26 февраля 2019 Ярославль (Центр им. В.В. Терешковой)

Семинар к 140-летию со дня рождения Казимира Малевича

26 февраля 2019 года в интерактивном классе ГАУК ЯО «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой» состоялся семинар из цикла «Эксперимент в искусстве» с участием студентов кафедры журналистики ЯГПУ имени К.Д. Ушинского на тему «Малевич. Победа над Солнцем», посвящённый официальному 140-летию со дня рождения художника.

 На семинаре в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» экспертом выступила Татьяна  Юрьева – заместитель заведующего кафедрой, доктор культурологии, профессор ЯГПУ имени К.Д.Ушинского.

От имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилёвой участников семинара приветствовала заместитель директора по науке Екатерина Тихомирова. Медиатор – редактор методического отдела Центра Ирина Григорьева, член Союза журналистов России.

Перед просмотром анимационного фильма «Малевич. Победа над Солнцем» Евгения Залманова из собрания медиатеки Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге  шёл разговор об эксперименте и творческом поиске нового, об авангардизме, его направлениях, течениях и наиболее ярких представителях.

Выполненная Русским музеем мультимедийная анимационная лента – реконструкция одного из вариантов знакового программно-футуристического произведения, поставленного в 1913 году в Санкт-Петербурге спектакля-оперы «Победа над Солнцем» и вошедшего в историю искусства как одна из наиболее провокационных и нестандартных в XX столетии постановок. Авторы – поэт Алексей Кручёных, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич собирались перевернуть основы представления россиян о театре.

Постановка стала буквальным  выражением алогизма в слове, изображении и музыке. При написании либретто Кручёных использовал собственную поэтическую концепцию «заумного языка», распылявшего, по словам Малевича, «вещевое слово». Пролог с «буквозвуками» написал Хлебников. Диссонансы Матюшина «расшибали… кору звуков старой музыки», раскрывая «перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо». По замыслу авторов, идея невероятного будущего, построенного сразу после разрушения всего старого, должна была открыть новую дорогу театру.

После просмотра медиафильма семинар, посвящённый теме эксперимента в искусстве, продолжился в Звёздном зале планетария. Полнокупольная лента «Прогулка по Луне» Clea T. Waite, 2010) здесь представляла экспериментальное кино ХХI века в стиле «арт-хаус», рассчитанное на подготовленного зрителя. В сегодняшней реальности стереотипы восприятия рушатся, а новые формы и форматы искусства, в том числе цифровые, порождают и моментально тиражируют образцы резко эпатажного альтернативного восприятия и отражения окружающего мира. Однако почти сто лет спустя фильм, переполненный информационным шумом, с вкраплениями реальных таинственно-непонятных звуков Космоса, оказался удивительно созвучен по смыслу супрематическому триптиху Малевича «Черный квадрат. Черный круг. Черный крест».

После обсуждения заявленной темы в формате свободного микрофона итоги семинара  подвела профессор Т.В.Юрьева. Бывает непросто понять, а тем более принять экспериментальный замысел автора. Но вглядываться в опрокинутое лицо современности необходимо, чтобы на контрасте с классическими примерами чётко понимать, что такое гармония и как же всё-таки звучит музыка сфер.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: