Новости и события

22 марта 2018

О свете и цвете в живописи. Игра "Светлячки"

22 марта в Центре мультимедиа Русского музея прошло методическое занятие для сотрудников информационно-образовательных центров "Русский музей: виртуальный филиал", которое было посвящено свету и цвету в живописи. 

О некоторых значениях "света" в применении к изобразительному искусству рассказала заведующая отделом "Центр мультимедиа Русского музея" Светлана Владимировна Бирюкова на примере созданной ею компьютерной игры "Светлячки":

Эта игра представлена в Медиатеке каждого виртуального филиала Русского музея и с ней может ознакомиться каждый посетитель в любом городе, где есть наш филиал. Возможности представления игры не ограничиваются только игровым полем, игровая составляющая помогает закрепить знания о свойствах света применительно к живописным произведениям.

Компьютерное пространство очень ограничивает наши возможности. Если бы перед нами были сами работы, это дало бы нам больше тем для разговора об экспонатах. Иногда даже  говорят, что компьютерное пространство условно «раздевает искусство».

Светопроникающая способность живописи, ее многослойность полностью исчезает в компьютерном пространстве. На экране мы не увидим многослойного, создающего оптические эффекты полотна, в котором есть грунт, несколько слоев живописи, лаковое покрытие - всё что, влияет на качество восприятия живописи.

Мы оставили только те комнаты и инструменты, которые позволяют нам говорить без искажений о свете в живописи. 

В каждой игровой комнате мы говорим об отдельных свойствах света и цвета. Одна из комнат демонстрирует особенности множественного искусственного освещения в произведениях, созданных в студии, коренным образом отличающихся от пленэрных работ. 

Примером служат образцы академической живописи. Законы построения академической композиции в живописи первой половины 19 века сходны с театральными.

Из современного арсенала театральных средств для игрового задания, мы взяли театральные софиты и указали множественность источников освещения в картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.  Источник освещения подсвечивает  каждой группе в картине.

В другой комнате мы разбираем физические свойства света – разложение света на цветовой спектр и различаем теплые и холодные цвета. Это мы выполняем через игровое задание: найти цвет, который "ушел" из картины. Есть задания на определение времени суток в картине и здесь нужно обращать внимание на состояние природы, освещенности, на цветовое решение, проанализировать сюжетную составляющую".

В рамках методического занятия были затронуты и сложные темы восприятия и значения света, начиная с древнерусского искусства, где проблема света  является одной из самых центральных. Говорили и о том, как разные художники по-разному решали вопросы построения в своих работах световоздушной перспективы, выявляя  общие законы, сложившиеся в русской пейзажной живописи.

Говорили в рамках занятия и о художниках экспериментаторах, таких например, как Архип Куинджи и Иван Айвазовский, которые в своих работах занимались поиском рецепта создание иллюзии глубины в картинах, разбирали тональные цветовые нюансы и пользовались достижениями современной им химии и физики.

Светлана Владимировна отметила, что очень важно в разговоре о художественных произведениях говорить не только о сюжетной составляющей, но и о том, что художник пишет не сюжет, он пишет форму. Художник светом выявляет световые и все другие качества предмета, происходит лепка неких пространственных структур.

Методическое занятие проходило в формате видеоконференции с региональными филиалами Русского музея Калуги, Тамбова, Петрозаводска, Сергиева Посада, Чебоксар, Ишима, Устюжны, Казани, Южно-Сахалинска, Сольвычегодска, Малаги (Испания), Москвы, Минска (Беларусь), Калининграда, Красноярска, Новокуйбышевска, Ангарска.

Видеозапись занятия доступна во всех виртуальных филиалах Русского музея. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: