Коллекция онлайн

Чарка с двумя ручками

Москва. Вторая половина XVII века


Наиболее близкие чарочкам (БК-2440, БК-2442) и коробочке (БК-2438) изделия происходят из основного собрания Оружейной палаты Московского Кремля, в котором хранятся произведения придворных кремлевских мастерских. Значительная их часть принадлежала ранее к царскому имуществу. Такая драгоценная посуда передавалась по наследству, входила в состав личного «хоромного» имущества и «украшала поставцы отдельных членов царской семьи». Возможно, таково происхождение и предметов из коллекции М. П. Боткина.

Эмаль по скани появилась на Руси в XVI веке, будучи заимствована из Западной Европы. Две чарочки относятся к московским эмалям середины — второй половины XVII века, исключительно своеобразным, иногда негармоничным по цвету, но близким стремлению русских людей к декоративности.

Все три предмета исполнены из листов серебра выколоткой, придавшей им форму, и украшены эмалью по сканому орнаменту. Поставленные на три шаровидные ножки, они отражают прием ювелиров Западной Европы. Характер орнамента и цвета эмалей свидетельствуют о принадлежности их единой ювелирной традиции. Это выпуклые белые эмалевые горошинки, имитирующие жемчуг, бордюры заполненных эмалью кружков, вплавленные в эмаль миниатюрные золоченые цветки и звездочки, завитки, а также эмалевые точки на лепестках и кружках.

Особенно близки по декору чарочки. У них одинаковые ножки в виде сферы, обвитые тонкой сканой проволочкой, повторяется двойной контур венца чаши — в виде сканого кольца и крупной рельефной «веревочки» из сдвоенных перевитых сканых нитей. Обе чарки на мишени украшает многолепестковая розетка. Един и колорит эмалей ― глухих голубых и белых, черных и дополнительных желтых, прозрачных изумрудно-зеленых и лазоревых. Но перед нами работы разных по почерку и таланту мастеров.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Орнаменты чарочки с двумя ручками проще, чем у чарки с одной ручкой (БК-2442), узор на внутренней и внешней поверхности одинаков, цветочная розетка на мишени не столь сложна. Однако иная композиция декора с S-видными завитками расширяет представление о репертуаре орнаментов московской мастерской — очевидно Серебряной палаты Московского Кремля.

Характерной чертой чарочек из ГРМ и собрания Оружейной палаты, сближающей их с работами других московских эмальеров второй половины XVII века, является единый колорит эмалей. Их цвета в первую очередь создают ощущение пышного яркого декора. Значительным богатством отличается и техническое многообразие эмалей. Нарядность повышают эмалевые точки на поверхности лепестков: желтые — на черной, зеленой и голубой эмали, черные — на голубой. Особенно декоративны эмалевые лепестки и цветки, украшенные вплавленными в эмаль серебряными позолоченными звездочками и лепестковыми пальметками, изогнутыми веточками и завитками. Все это образует сказочный узор, словно сверкающий драгоценными камнями на фоне золоченого серебра. Изогнутые тонкие лепестки, волнообразный контур пелюстей, мерцание разных цветов создают динамичный рисунок, отличный от тонкого и изысканного рисунка эмалевых узоров XVI столетия, но характерный для стиля барокко второй половины XVII века.

С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 132-133.

Рест. в 2010 в ГРМ А. С. Смирновым и Д. В. Красильниковым.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: