Коллекция онлайн

ок. 1370 – ок. 1425

Апостол Павел

Москва. Около 1408


Произведение принадлежит выдающемуся древнерусскому художнику Андрею Рублеву. Икона сильно пострадала от времени. От живописи ее автора лучше всего сохранилась графья и светло-зеленый санкирь с розоватым охрением на лике, а также изображение правой ноги. Несмотря на переделки, сохранились выразительность силуэтов, замедленность повторяющихся ритмов, монументальный характер форм, выявляющих мощь и духовную силу верховных апостолов, значительность их роли в молении перед престолом Господа. Апостол Павел до обращения носил имя Савл. Был родом из Тарса, главного города Киликии, пользовался правами римского гражданина. По происхождению еврей, он принадлежал к фарисейской секте и ревностно гнал храстиан. Но однажды на пути в Дамаск его осиял чудный свет с неба и он временно лишился зрения, — в это время Господь открылся ему. С этого момента Павел сделался другим человеком и стал одним из ведущих проповедников христианской веры. Написал 14 посланий, которые признаны Церковью каноническими. Принял мученическую кончину в Риме при императоре Нероне и прославлен Церковью как первоверховный апостол. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 51.

Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления. 

В сложившейся иконографии апостол Павел изображался с закрытой книгой (Евангелием) — символом осмысления учения Христа и одновременно свидетельством сочинений самого Павла, его посланий первым христианам. При сохранении единства всего ансамбля подчеркнуты индивидуальные, точные и проникновенные характеристики святых.

Ясный, четкий силуэт и отсутствие деталей объясняются тем, что иконы писались для верхней, наиболее удаленной от зрителей части иконостаса. Образ апостола Павла из иконостаса Успенского собора отличается особой значительностью и величием, гармонически сочетающимися с выражением мягкости и созерцательного покоя. Его фигура с большим мастерством вписана в удлиненную доску, силуэт очерчен свободной и гибкой линией, в цветовой гамме сочетаются звучные и чистые тона киновари, темной зелени, золотистой охры. Большинство исследователей склонны видеть в этой иконе произведение самого Андрея Рублева.

В 1920-е годы, после реставрации, иконостас был передан частично в Русский музей, частично в Третьяковскую галерею.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: