Коллекция онлайн

Сретение

Тверь. Около 1450

  • Дерево, левкас, темпера. 103 × 81 × 3
  • ДРЖ-2132

  • Пост. в 1940

  • Происходит из праздничного ряда Преображенского собора Твери
  • Сведения о реставрации:

    Реставрация: Сосин Я.В. (1938–1939)

Сретение — один из двунадесятых праздников, отмечаемый Православной Церковью 2/15 февраля, был установлен в VI веке в память принесения сорокадневного Иисуса в Иерусалимский храм.

Икона представляет собой один из вариантов композиции «Сретение», в котором младенец Иисус изображается на руках Матери. Эта иконографическая особенность восходит к тексту пятой песни Канона на Сретение преподобного Козьмы Маюмского: «Разумев, божественный старец, проявленную древле пророку славу, руками слово зря матерними держимо. О, радуйся, вопияше, чистая, яко престол бо держиши Бога, света невечернего и миром владычествующа». Жертвенное начало, подчеркнутое в облике беззащитного Младенца, — Его обнаженных, скрещенных ножках, выдающей испуг и нерешительность позе, нарочито сопоставлено в иконе с традиционной ветхозаветной жертвой — двумя голубицами в клетке, по закону приносимыми в храм в залог очищения роженицы (Лев. 12, 8). Не менее выразительно проявилось в иконе средневековое представление об устройстве Ветхозаветного храма в Иерусалиме, навеянное описаниями архитектуры храма Гроба Господня, возведенного в IV веке над местом Воскресения Христа императором Константином Великим. Согласно описаниям комплекс построек состоял из базилики и ротонды, архитектурные формы которых достаточно точно воспроизвел древнерусский иконописец. Надежда Пивоварова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 82.

В основе обряда лежал ветхозаветный закон о посвящении всех первенцев мужского пола Господу, данный еврейскому народу через Моисея и свято соблюдавшийся всеми благочестивыми иудеями (Исх. 13: 2; 22: 29). Кратко изложенное в Евангелии от Луки (2: 22-38), это, казалось бы, обыденное событие имело исключительное значение. Встреча младенца Иисуса праведным Симеоном и пророчицей Анной означала свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии, знаменовала конец Ветхозаветной и наступление Новозаветной эры.

Повествование евангелиста, почти лишенное сюжетной канвы, определило общую схему композиции «Сретения» — присутствие Божественного Младенца и его родителей, праведных Симеона Богоприимца и Анны на площади перед зданием Иерусалимского храма. Дальнейшее развитие иконографии «Сретения» происходило под влиянием текстов службы праздника.

Схема данной композиции, с изображением младенца Иисуса на руках матери, навеяна стихами 5-й Песни канона Преподобного Козьмы Маюмского: «Разумев, божественный старец, проявленную древле пророку славу, руками слово зря матерними держимо. О, радуйся, вопияше, чистая, яко престол бо держиши Бога, света невечернего и миром владычествующа». Применение подобной схемы в памятниках позволяло отчетливее выявить особую роль Богоматери как пособницы Искупления человеческого рода. Прижимая к груди крохотную фигурку младенца, Богородица предстает в композиции как жрица, приносящая на алтарь спасения мира своего единственного Сына. Жертвенное начало, намеренно подчеркнутое в облике беззащитного младенца — его обнаженных, скрещенных ножках, выдающей испуг и нерешительность позе, нарочито сопоставлено с традиционной ветхозаветной жертвой — двумя голубицами в клетке, по закону приносимыми в храм.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: